Сергей Репьёв (sergey_repiov) wrote in old_crocodile,
Сергей Репьёв
sergey_repiov
old_crocodile

Categories:

Ивану Максимовичу Семёнову - 101 год!



Рисунок для журнала "Крокодил"


Мастер



"Родился я очень давно. Это было в Ростове-на-Дону, еще в дни заседаний 1-й Государственной думы.
Матушка моя тогда любила напевать песню «Думы мои, думы, лихо мене с вами...» (она была украинкой). Пела она так до 1917 года, то есть до ликвидации последней, 4-й Государственной думы.
Не знаю, была ли эта песня связана с заседаниями этих 4 дум или нет, но после этого она пела уже другие песни."

Из рассказа И.М.Семенова о времени и о себе.


Шестилетний мальчик, сбегая вниз по лестнице, зацепил и опрокинул на себя кипящий самовар.
Отец собирал коноплю, выпаривал конопляное масло и смазывал Ване ошпаренную спину. Боль пылала.
Лежал он долго, месяца три, и от нечего делать вырезывал из бумаги разные фигуры, а потом наклеивал их на оконное стекло. Самое интересное: сложишь бумажку вчетверо, сделаешь два-три прореза, развернешь—и готов диковинный узор-цветок! Чудеса...
— Ты бы мне такой узор для подушки сделал, а я бы вышила,—попросила мать.
Сделал, постарался. Мама вышила узор на подушке. Беспечная игра вдруг обрела взрослую серьезность, стала нужной.
А, впрочем, в детстве мы все рисуем понемногу чего-нибудь и как-нибудь. Но не все вырастаем в художников. Тем более — в карикатуристов.
— Так ведь для этого талант нужен!—скажут.
Верно, конечно. И все же если природа отпустила такого таланта мальчику Ване Семенову воистину не скупясь, то из этого еще ничего, собственно, не следует. В школе,-где учился Ваня, учителем ри- . сования был преданный искусству и понимавший в нем толк Сергей Карпович Гам-барцумов; он организовал для самых способных учеников дополнительные занятия по рисунку и живописи. И, уж конечно, там были тоже талантливые ребята...



Рисунок для журнала "Крокодил"

"Учился я в те годы в разных ростовских школах вплоть до бывшей женской гимназии. Учился! Это звучало тогда несколько по-иному, чем сейчас. Приходилось то учиться, то торговать папиросами или работать чернорабочим, то садиться вновь за парту, то работать у частника-весовщика на гирях."
Из рассказа И. М. Семенова о времени и о себе.


К примеру, пришлось ему, старшему из пятерых детей, бросить 6-й класс Коммерческого училища, чтобы помогать семье приработком от этого самого гиревого промысла на рынке,—ставить на большие весы тяжелые гири и снимать их, ставить и снимать... Или подрядился оформлять стенную газету в груп-коме домашних-работниц, за что получал трехрублевое вознаграждение. А то работал
помощником маляра на ремонте крыш—счищал старую краску железной щеткой. Заметим: красить крыши помощнику маляра не доверяли.
Взять ту же торговлю папиросами. А если попестрее изукрасить свой ящик, то не привлечет ли это лишних покупателей?.. Привлекло.
Да, надо, надо помогать семье. Но душой тянет и ко всему новому в этой новой жизни. В Ростове создана пионерская организация — и Семенов пишет для городского клуба пионеров клеевыми красками панно: ослепительные проспекты Города Будущего... Организуется самодеятельный театр «Эльдорадо»— и Семенов уже с головой в работе: он режиссер и актер, декоратор и клоун...
Иван Семенов поступает на медицинский факультет, но, проучившись несколько месяцев, уходит.
Искусство уже стало для него главным смыслом жизни, и «разменять» хотя бы часть его на что-то другое оказалось немыслимо.
Так чего же, вернемся к нашему вопросу, не хватило многим из тех, вместе с кем юный Ваня Семенов занимался рисованием и живописью в кружке С. К. Гамбарцумова?
— Ну, ясно, трудолюбия,—скажут.—Без труда талант ничего не стоит.
Верно, конечно. Но надо и добавить: не хватило—и часто не хватает!—страстного интереса ко всему сущему, неутолимой потребности в постоянном действии, в ежедневном испытании себя (и своего таланта!) на прочность и жизнестойкость. :— Вот я спрашиваю иных молодых художников: почему вы уходите в себя?—говорит сегодня Иван Максимович Семенов.—Надо же больше общаться с людьми!
По семейному преданию, прадеда И.М.Семенова донская помещица Скасырская выменяла у воронежского помещика Ануфрия Ивановича на породистого пса.



Рисунок для журнала "Крокодил"

Когда отец И. М. Семенова, отслужив в армии, приехал в Ростов, он устроился сторожем. Мать была прачкой.
Повезло как-то маме: взяли ее в богатую семью кухаркой за три рубля в месяц. Подкопив денег, купила она себе модные тогда ботинки на пуговичках. Но вскоре же все и кончилось: хозяйский пес изгрыз обновку, мать в отчаянии отшлепала его, а хозяйка, разгневавшись, выставила ее вон из дома. И опять она взялась за стирку...
Должен был прийти конец тому миру, в котором судьба человека зависела от породы или норова хозяйской собаки,—и пришел.
Отрочество и юность художника выпали на первые, самые трудные годы становления Страны Советов.
Но вот уж миновала юность, и впервые (26 мая 1926 года) переступает Иван Семенов порог редакции газеты—ростовской областной газеты «Молот». Он принес— по совету учителя С. К. Гамбарцумова—первую свою карикатуру: о предательской роли лейбористских лидеров в подавлении всеобщей забастовки английских горняков.
Назавтра рисунок появился в газете.
С того дня Иван Семенов стал постоянным сотрудником «Молота». Но лучше сказать так: с того дня на всю жизнь он стал прежде всего карикатуристом-газетчиком, художником-журналистом. И пусть на его творческом счету десятки иллюстрированных книг, пусть украшают выставки художника сделанные им плакаты, дружеские шаржи, кадры детских диафильмов, зарисовки с натуры — все равно тот первый день высветил главную магистраль жизни: сатирический рисунок, карикатура на злобу дня.
И когда тридцать шесть лет спустя в одном из лондонских клубов общества Англия—СССР Ивана Максимовича спросили, как он стал карикатуристом, ответ был: с помощью английских горняков.
Первый рисунок И. Семенова появился на страницах «Крокодила» в 1931 году.



Рисунок для журнала "Крокодил"

"В Москву я впервые приехал летом 1932 года, где первой моей жилплощадью была Театральная площадь (ныне площадь Свердлова). В ее сквере стояли очень удобные большие и широкие скамьи, окруженные кустами. Вскоре жилплощадью стали редакционные диваны газеты «Комсомольской правды», а газетные полосы «Комсомолки»—площадью моей творческой работы."
Из рассказа И. М. Семенова о времени и о себе.


Он работает уже в штате редакции. Он рисует много и увлеченно, его карикатуры, полные молодого задора и юмора, фантазии и неподдельного оптимизма, всегда метко бьющие в цель, полюбились читателям «Комсомолки». Еще через два года Ивана Семенова назначают заведующим художественным отделом газеты...
Военный корреспондент газеты «Красный флот» И.М.Семенов с осени 1941 года и до последнего часа войны—на линии фронта. На Черном море, на Балтике, в Заполярье. Он участвует в боевых операциях флота, в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Орешека и Шлиссельбурга, в боях за Нарву. Его видят на больших кораблях и на катерах-охотниках, у подводников Северного флота, у полярных летчиков. Пронзительный ветер войны как бы заостряет сатирический угол зрения художника, насыщает его карикатуры яростной непримиримостью к врагам. Сотни зарисовок, сделанных им в боевой обстановке, передают жаркое дыхание фронта. Если б можно было собрать их воедино, они стали бы бесценной графической летописью обороны морских рубежей Родины в минувшей войне...
В 1946 году демобилизованный капитан-лейтенант И. М. Семенов возвращается на свой довоенный пост в «Комсомольской правде».
Он начинает печататься в «Правде»; он вновь—и теперь еще более регулярно—выступает на страницах «Крокодила», а затем становится главным художником нашего журнала. И в это же время, в 1956 году, он начинает редактировать только что родившийся юмористический журнал для самых маленьких—«Веселые картинки». Двадцать лет отдал он этому своему по-отечески любимому малышу.



Рисунок для журнала "Крокодил"

Иван Максимович — с детства большой любитель шахмат. Он может просидеть за шахматной доской до полуночи, а потом, спохватившись, приняться за рисунок, обещанный редакции. («У меня такой характер—если я дал слово, я его сдерживаю».)
Друзья-шахматисты уже давно придумали ему титул: гроссмейстер многофигурной композиции. Но они имели в виду прежде всего композицию его густо населенных рисунков.
Вглядимся: они сделаны как бы с натуры. Всякая деталь по-своему достоверна. Однако в целом персонажи этих рисунков живут удивительной, часто фантастически странной, но всегда смешной жизнью. Они смешны и положениями, в которые их поставил художник, и характерами, которыми он их наделил.
Но это только кажется, будто он добродушно потешается над своими «героями». Как бы посмеиваясь над ними, он на самом деле едко высмеивает их. А если не их самих, то тех «героев», которые «остались за кадром», тех, по чьей вине люди попали в нелепую, досадную ситуацию.
Когда у нас в редакции не вытанцовывается сюжет карикатуры «со многими неизвестными»—то есть когда общий замысел ясен, а смешных деталей маловато, — кто-нибудь в конце концов непременно скажет: — Эх, лучше дадим Максимычу, он сам и додумает и нарисует в лучшем виде...
И это всегда — вернейшее дело.



Иллюстрация к повести Марка Твена "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура"

"Иногда товарищи говорят, что я щедро расходую фантазию,— «из одного твоего рисунка можно сделать несколько тем». Для меня не имеет значения коммерческая сторона творчества, мною руководит не только желание получить удовольствие от своей работы и передать его читателю, но и желание, чтобы в лучших моих карикатурах эстетические качества и качества, определяющие общественную ценность рисунка, сочетались естественно и просто."
Из рассказа И. М. Семенова о времени и о себе.


А между тем нередко бывает, что художник должен извлечь комическое оттуда, где им, кажется, и не пахнет. Ну, скажем, чего особенно веселого в том, что холодные ремесленники от искусства малюют бездарные копии с полотен великих русских живописцев? Но вспомним знаменитый семеновский рисунок «Спасайся, кто может, копиисты идут!..» Не раз и не два подступался художник к этой теме, пока наконец не блеснуло: да бегут же они все со своих полотен—и репинские бурлаки, и боярыня Морозова, и сам Иван Грозный,—бегут, едва завидев изготовившихся к «бою» копиистов!
Остальное было делом техники, каковой Ивану Максимовичу не занимать.
Для работы в этом многотрудном, виртуознейшем, редкостном жанре художнику нужны, как минимум, доскональное знание жизни, неистощимая фантазия, сильно и вместе с тем тонко развитое чувство юмора.
Все это, как и многое другое, отпущено «нашему Максимычу» полной мерой.
«Семенов не принадлежит к тем неразборчивым юмористам, которые ставят себе целью рассмешить зрителя любыми средствами, не останавливаясь при этом перед явной нелепицей...—отмечает народный художник СССР Борис Ефимов. — Его юмор — умный юмор. Семеновские рисунки смешны благодаря их смыслу, их облеченному в комическую форму содержанию».
— Но как же все-таки это у вас так смешно получается?
— Смешное всегда действует сильнее, чем злое, поэтому любую сатирическую тему пытаюсь решать юмористически,—просто говорит художник, и его синие глаза излучают улыбку.




Иллюстрации к различным литературным произведениям

Любым жанром—и читатель может сам убедиться в этом—он владеет с одинаковым совершенством. И все-таки именно жанр многофигурной композиции стал творческой вершиной художника: именно в нем наиболее полно открылись все грани его блистательного таланта.
Читатель вправе поинтересоваться, сколько рисунков сделал художник с самого начала и по сегодняшний день.
Читателя придется огорчить.
Сам Мастер знает только, что тысячи. Может быть, несколько, может быть, много тысяч. Но точнее—нет, невозможно.
— Правда, кто-то подсчитал,—говорит он,—что если «героев» моих карикатур собрать в одном месте, они составили бы население крупного города. Но как подумаю, сколько понадобилось бы милиционеров и дружинников, чтобы поддерживать порядок в «моем городе», сразу пропадает желание собирать «героев» вместе.
И подумалось: а ведь именно для того, чтобы все меньше было таких «героев» в жизни, и умножает их число на своих рисунках народный художник СССР коммунист Иван Максимович Семенов.

А. ВИХРЕВ.
"Крокодил" 1982 г.




Рисунок для журнала "Крокодил"



Рисунок для журнала "Крокодил"



Мне особенно приятен этот рисунок, потому что на нём изображено здание издательства "Правда", 12 этаж которого я, как и все крокодильцы, посещал в течение многих лет. Пока не открыли метро "Савеловская" я, как и литперсонажи, спускался с моста по лестнице, а после открытия выныривал из-под моста (этот проход хорошо виден на рисунке).



Тот самый рисунок Семёнова, за который по утверждению "инопланетных" карикатуристов он и получил звание "народного художника". На самом деле, если задуматься, это полнейшая чушь. Рисунок мастеру заказывала редакция журнала "Крокодил", а уж она точно не ведала раздачей "народных" званий. Вот и признанный мастер карикатуры и детской иллюстрации Герман Иванович Огородников, бывший в ту пору техредом "Крокодила" и который о подоплёке этого дела уж точно должен был знать, так и сказал: "Полная чушь!" Достаточно взглянуть на рисунки И.М.Семёнова, чтобы уверенно сказать: "Это НАРОДНЫЙ художник!"
Tags: "Крокодил", И. М. Семёнов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments