?

Log in

No account? Create an account
 

Ирина Свиридова ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ДЕНИ Часть первая - Журнал "Крокодил"

About Ирина Свиридова ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ДЕНИ Часть первая

Previous Entry Ирина Свиридова ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ДЕНИ Часть первая Sep. 12th, 2010 @ 06:24 pm Next Entry


Какой талантище!
...И рисовать умеет, и сходство схватывает,
и вообще мастер.
И.Е. Репин

Родился Виктор Николаевич Дени (Денисов) в Москве 24 февраля (8 марта - по новому стилю) 1893 года в семье обедневшего дворянина Николая Николаевича Денисова. Через три года после рождения сына Н. Н. Денисов умер, и его жена осталась с тремя малолетними сыновьями. Вскоре вдове представилась возможность определить маленького Виктора и его старшего брата Михаила в дворянский пансион-приют. Это было закрытое учебное заведение-интернат, куда принимали детей дворян, рано потерявших родителей.
Воспитанники пансиона посещали занятия в гимназии. Впоследствии Дени вспоминал, что в стенах пансиона- приюта он не проявлял особого прилежания. Живой, впечатлительный, остроумный юноша жил среди других воспитанников, казалось бы, беззаботной жизнью. Однако он находил время для чтения, особенно произведений русской и западноевропейской классической литературы. С детских лет, обладая блестящей зрительной и слуховой памятью, он быстро запоминал наизусть произведения любимых поэтов и писателей. Увлекался он и книгами по таким отраслям знаний, как история, философия, экономика и т. д.
Любовь к знаниям, широта интересов развили склонность к острому критическому мышлению, определили самостоятельность взглядов и суждений, что выделило молодого Дени среди других воспитанников пансиона-приюта.
Непосредственный, острый на язык, он часто не подчинялся формальным требованиям педагогов и не всегда систематически выполнял школьные задания, особенно по математике, но на уроках рисования с увлечением отдавался любимому делу - занятиям живописью и рисунком, изучению изобразительного искусства. По хорошей традиции пансиона-приюта, занятия по изобразительному искусству велись систематически, а в качестве учителей приглашались видные художники. Одно время там преподавал Валентин Александрович Серов.
По совету товарищей и старшего брата Михаила, сотрудничавшего в качестве сатирического поэта в московском "Будильнике", семнадцатилетний Виктор Денисов посылает в этот журнал рисунки; редакция принимает произведения начинающего художника. В конце 1910 года в пятидесятом номере "Будильника" можно увидеть рисунок с подписью: "В. Денисов". Это было одно из первых опубликованных произведений молодого карикатуриста.
Вскоре рисунки Виктора Николаевича Денисова начинают печататься, кроме "Будильника" (под псевдонимом Дени, изредка Висов), в газете "Голос Москвы" и в московском иллюстрированном журнале "Рампа и жизнь".

1. Леонид Андреев. Рис. для газеты "Голос Москвы". 1912


2. Академик Иван Бунин. Рис. для газеты "Голос Москвы". 1912

В Москве начиная с 1907 года появляются журналы "Кнут", "Муха", их сменяют в 1909-1910 годы "Балалайка", "Сатирические стрелы" и многие другие. В Петербурге в это время выходят "Сатира и юмор", "Весельчак", "Фарс". Особую популярность завоевывает "Сатирикон", сменивший в 1908 году старую "Стрекозу". Вскоре он становится ведущим русским сатирическим журналом.
Семнадцатилетнего Дени окружала живапя активная молодежь, группировавшаяся вокруг Дмитрия Стахиевича Моора, полная творческих поисков и дерзаний. Ранние карикатуры молодого Дени, опубликованные в "Будильнике"в 1910-1912 годы, не отличались достаточной самостоятельностью и оригинальностью. Это были преимущественно юмористические карикатуры, напоминающие по своему стилю произведения других художников "Будильника".
Наряду с подобными юмористическими бытовыми зарисовками у художника все сильнее проявляется тяга к более содержательным карикатурам.
В 1911-1912 годах в газете "Голос Москвы" появляются шаржи Дени на известных писателей. В этой серии заметны черты более углубленного отношения к характеру, темпераменту, личности.

3. Писатель граф А. Н. Толстой. Рис. для журнала "Сатирикон". 1913


4. Александр Глазунов. Рис. для журнала "Столица и усадьба". 1915

В 1913 году Дени был приглашен в "Сатирикон" вместе с опытными рисовальщиками Ю. Анненковым и В. Масютиным. Художник завоевывает уже в эти годы общественное признание. В эти годы Дени выставляется в "Салоне юмористов". Его работы соперничают с работами карикатуристов Ре-ми, Радакова, Мака, Мельникова, а также появляются на выставках Товарищества независимых художников.

5. Игорь Северянин - поэзоэтуаль. Рис. для журнала "Журнал журналов". 1913


6. К. С. Станиславский. Рис. для журнала "Столица и усадьба". 1916


7. И. Е. Репин. Рис. для журнала "Столица и усадьба". 1916

Илья Ефимович Репин восторженно отозвался о рисунках молодого художника, отметив, что особенно ценно в карикатурах Дени отсутствие "урододельства", столь распространенного среди карикатуристов в те годы. Репин пишет, что уродливое искажение лица человека, становящееся самоцелью, вызывает отвращение и лишено смысла. Дени же умело находит определенную грань в применении гиперболы. Преувеличение помогает художнику заострить внимание зрителя на существенном и характерном.

8. К прениям о государственном бюджете. Рис. для журнала "Сатирикон". 1914


9. Человек с царем в голове. Рис. для журнала "Бич". 1917

Дальнейшее усложнение международной обстановки, кровавые события первой мировой войны заставляют Дени глубже вдумываться в смысл происходящего. Он использует столь распространенные в то время образы-маски и олицетворения: Германия предстает в виде высокомерного Вильгельма, Австрия - в лице старого немощного Франца-Иосифа, Турция - в облике маленького султана Магомета в высокой феске и с комичным длинным носом. Дени заставляет зрителя смеяться, однако этот смех не имеет ничего общего с зубоскальством. Художник вскрывает несоответствие внешнего и внутреннего, того, чем хочет казаться изображаемый сатирический персонаж, и того, чем он является на самом деле.

10. Горемыкин - министр Временного правительства. Рис. для журнала "Солнце России". 1917


11. Иуда всероссийский (Протопопов в крепости). Рис. для журнала "Бич". 1917

Февральская революция 1917 года освободила печать от цензурных оков. Атмосфера революционных событий в стране способствовала подъему искусства агитационной публицистики, политической графики. Яркие образцы революционной сатиры в те годы показали Дени, Моор и многие другие.

12. М. В. Родзянко. Рис. для журнала "Бич". 1917

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в 1910-1917 годы, Дени проходит хорошую практическую школу работы в периодических изданиях.
Конец первой части.
Москва. "Изобразительное искусство" 1978.
Leave a comment
[User Picture Icon]
From:_skin_head_
Date:September 12th, 2010 03:54 pm (UTC)
(Link)
нужна недюжиная смелость рисовать карикатуры на царя в 17 году
[User Picture Icon]
From:bravuj
Date:September 12th, 2010 04:00 pm (UTC)
(Link)
А какая смелость? Царь отрекся в начале года
(Leave a comment)
Top of Page Powered by LiveJournal.com